Медиановости /
Бизнес, Власть, Петербург

16 ноября 2016 21:12

ФАС нашла семь нарушений в конкурсе на рекламу в петербургском метро

ФАС нашла семь нарушений в конкурсе на рекламу в петербургском метро

Комиссия Федеральной антимонопольной службы РФ усмотрела в условиях конкурса на аренду рекламных конструкций в петербургском метро семь нарушений действующих правил проведения торгов. Организатору торгов – ГУП «Городской центр размещения рекламы» - необходимо внести изменения в конкурсную документацию до 18 ноября 2016 года.

ФАС опубликовала подробное заключение по итогам рассмотрения жалобы ООО «Трейд Компани» на петербургский ГУП «ГЦРР». Сотрудники федерального ведомства обнаружили в конкурсной документации не только те нарушения, о которых ранее писали СМИ и на которые пожаловались столичные рекламщики, но и ряд других менее очевидных недочетов, которые тем не менее могут повлиять на сроки и итоги проведения торгов. По мнению антимонопольной службы, подведомственное комитету по печати предприятие при организации конкурса нарушило семь пунктов (№№ 37, 40, 43, 75, 81, 82 и 83) правил проведения торгов, утвержденных приказом ФАС от 10 февраля 2010 года.

Частично обоснованная жалоба

Прежде всего, комиссия ФАС признала частично обоснованной претензию «Трейд Компани», которая пожаловалась на ограничение конкуренции в виде требований к квалификации претендентов на участие в конкурсе. Как ранее писал Лениздат.Ру, кандидаты должны приложить к заявке копии контрактов и актов, подтверждающих трехлетний опыт размещения рекламы в метрополитенах России, при этом сумма таких контрактов должна составлять не менее 10% от стартовой цены конкурса.

Эксперты антимонопольной службы допустили, что раз уж ГУП «ГЦРР» выдвинул требования к квалификации участников конкурса, то и желание ознакомиться с документами (копиями контрактов и актов), подтверждающими эту квалификацию, вполне вроде бы правомерно. Однако в ведомстве напомнили, что пункт 37 Правил проведения конкурсов и аукционов вообще-то исключает возможность включения в конкурсную документацию такого критерия отбора, как требования к квалификации. Поэтому требование предоставить копии контрактов с приложением актов, подтверждающих опыт работы, ФАС признала нарушением.

Недопустимые критерии оценки

В ходе рассмотрения жалобы «Трейд Компани» в конкурсной документации были найдены и другие недочеты, на которые в московской компании изначально не обратили внимания.

В частности, претензии ФАС вызвали сразу два критерия оценки заявок – уже упоминавшиеся требования к квалификации заявителя, а также критерий, сформулированный как «предложения участника о качественных, функциональных характеристиках реализации права пользования местами для размещения рекламы». По Правилам проведения конкурсов для оценки заявок можно использовать только те критерии, список которых содержится в этих самых правилах, напомнили в антимонопольном ведомстве. Два из четырех способов оценки заявок, предложенных ГУП «ГЦРР», в число допустимых не входят. Таким образом, организатор торгов нарушил пункт 81 Правил, считают в ФАС.

Не встретил понимания в ФАС и порядок оценки заявок, по которому организаторы конкурса собирались оценивать поступившие предложения. Не вдаваясь в подробности сложных расчетов, допустимых коэффициентов и системы начисления баллов, отметим, что антимонопольщики нашли в них несоответствия еще двум пунктам Правил проведения конкурсов и аукционов - №№ 82 и 83.

Недостающие документы

В ходе изучения извещения о проведении конкурса ФАС не обнаружила ряд сведений, которые, по мнению антимонопольной службы, должны были быть опубликованы. Среди недостающих документов перечислены график осмотра передаваемого по договору имущества, копии согласия ГУП «Петербургский метрополитен» на предоставление прав на размещение рекламы, а также согласие или несогласие предприятия на передачу этих прав третьим лицам.

Не досчитались специалисты ФАС, изучавшие извещение на официальном сайте для информации о проведении торгов, нескольких приложений к конкурсной документации – речь идет об адресной программе рекламных мест в метро, техническом задании, без которого невозможно оформить заявку, образце самой заявки и еще нескольких документах. Справедливости ради – на электронной площадке «Сбербанк-АСТ», где проводится открытый конкурс, эти приложения можно найти. Тем не менее, не разместив необходимые документы на официальном ресурсе для извещения о торгах, организатор конкурса нарушил пункт 43 правил, констатировали в ФАС.

Сроки установлены не по правилам

Сроки рассмотрения заявок и заключения договоров тоже установлены с нарушениями, считают в ФАС. Так, организаторы конкурса планировали рассматривать заявки 25 ноября, а подвести итоги конкурса собирались 12 декабря. Между этими датами прошло бы 18 дней. Однако по правилам срок оценки предложений не должен превышать 10 дней, указали в антимонопольной службе.

Сформулировала комиссия ФАС претензии и к срокам заключения договора с победителем конкурса. Организатор торгов отвел себе на это не более 10 рабочих дней со дня подписания протокола оценки заявок, в то время как по правилам должно пройти не менее 10 дней со дня размещения протокола на официальном сайте. Таки образом составители конкурсной документации нарушили еще два пункта правил (40 и 75).

ФАС ждет исправления

Организатору торгов – ГУП «Городской центр размещения рекламы» - необходимо привести конкурсную документацию в соответствие с правилами до 18 ноября 2016 года и известить об этом антимонопольную службу. ГЦРР может обжаловать в судебном порядке решение ФАС в течение трех месяцев. Однако это не освободит его от необходимости исполнить полученное предписание.

Напомним, открытый конкурс на право арендовать и использовать рекламные конструкции в петербургском метро в течение 10 лет был объявлен 22 октября. Исполнителю контракта достанется 2661 место размещения рекламы на станциях подземки. Стартовая цена лота – 1,65 млрд рублей. По условиям конкурса принять в нем участие могут только компании с опытом работы в метрополитенах России не менее трех лет, которые смогут подтвердить свою квалификацию контрактами на сумму не менее 165 млн рублей.

Условия объявленного конкурса вызвали беспокойство управления ФАС по Петербургу. В руководстве УФАС высказывали опасения, что требования к участникам могут ограничить конкуренцию на рынке размещения рекламы в метро. Однако жалоб на проведение торгов в петербургское управление антимонопольной службы не поступало.

Жалобу в ФАС на нарушение конкурсной процедуры 27 октября подала московская компания ООО «Трейд Компани», выигравшая ранее торги на право размещения рекламы в столичном метрополитене. В компании сочли, что требование к квалификации претендентов на участие в конкурсе, объявленном петербургскими властями, ограничивает конкуренцию.