Медиановости
/ Конфликты, Медиасреда

7 июля 2020 11:07

В Москве спецслужбы задержали экс-журналиста «Ъ», советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова

Сотрудники ФСБ сегодня, 7 июля, задержали в Москве советника главы «Роскосмоса», бывшего журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова. По данным телеграм-канал Life Shot, задержание связано с делом о государственной измене. Позже информацию подтвердили в «Роскосмосе», отметив, что «измена» не связана с текущей деятельностью Сафронова. «Сафронову И.И. предъявлено обвинение по ст. 275 УК РФ. На данный момент проводятся следственные мероприятия. Госкорпорация "Роскосмос" оказывает всяческое содействие следственным органам», - сообщают в госкорпорации.

Иван стал советником главы «Роскосмоса» только недавно – в мае этого года. Он должен был заняться заниматься выстраиванием информационной политики внутри компании и входящих в нее предприятий, а также курировать ряд спецпрограмм.

До этого он почти 10 лет проработал в «Коммерсанте», писал на темы, связанные с политикой, а также о космической промышленности, военном и военно-техническом сотрудничестве и ОПК. В середине мая 2019 года он был вынужден покинуть издательский дом «Ъ». Это было решение акционера ИД, которому не понравился материал о возможном снятии Валентины Матвиенко с поста председателя Совета федерации и назначении на эту должность Сергея Нарышкина. Текст вышел 17 апреля 2019 года. Одновременно с Сафроновым был уволен (формально, оба ушли «по соглашению сторон») соавтор публикации, заместитель заведующего отделом политики «Коммерсанта» Максим Иванов. Вслед за ними из редакции ушли почти все остальные политкоры, 13 сотрудников отдела. Некоторое время Сафронов проработал в «Ведомостях», но после смены главного редактора ушел и оттуда.

В июне 2019-го с сайта «Коммерсанта» исчезла мартовская статья о поставках истребителей Су-35 в Египет, авторами которой были Иван Сафронов и  Александра Джорджевич (также уволилась из издания после майского скандала). Паралельно стало известно, что на «Ъ» заведено административное дело по статье о разглашении государственной тайны (часть 7 статьи 13.15 КоАП - использование СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну). В редакции опровергали связь между удалением текста и административным делом. 

Наказание по статье 275 УК РФ - лишение свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

UPD

11:49

Пресс-слуба ФСБ сообщила, что журналист Иван Сафронов собирал и передавал секретную информацию одной из стран НАТО.

12:50 

Иван Сафронов - потомственный журналист "Ъ", его отец, также Иван Сафронов, работал в том же издании и также писал о ВПК. Он погиб 2 марта 2007 года. Официальной причиной гибели был признан суицид. Однако в редакции обращали внимание, что поведение и настроение их корреспондента резко изменилось после того, как ему стала известна информация о поставках вооружения в Сирию и Иран. Иван Сафронов старыший обещал подготовит материал после проверки данных, отмечал, что сразу публиковать материал нельзя, так как это грозит статьей о разглашении гостайны. Текст так и не был сдан.

13:02

Реакция коллег-журналистов на задержание Ивана Сафронова:

Демьян Кудрявцев, бывший совладелец газеты «Ведомости», экс-гендиректор ИД «Коммерсантъ»:

«Иван Сафронов потомственный журналист, пишущий о военном комплексе, армии, производстве и торговле оружием. Мне повезло, я ненадолго застал его отца, тоже Ивана, погибшего при странных обстоятельствах, которого все любили в Ъ, он работал там почти с самого начала. Как-то сначала по наследству все полюбили маленького Ваню, а потом он ежедневно и вот уже в течении 15 дет, был все более достоин своего отчества. Я бы сказал и отечества, хотя оно становилось все хуже. У этих двух Сафроновых было редкое свойство - они были патриоты, и любили предмет своих изысканий — российский военпром. Ваня искренне хотел, чтобы даже у Рогозина получилось. Ваня не только прекрасный журналист, но и удивительно порядочный, добрый, красивый человек, что было видно, в частности, в том, как он уходил из "Коммерсанта", в том, как он приходил и покидал "Ведомости". Предъявления Ивану обвинений - подлость, низость системы, которая обязана, но не готова быть прозрачной даже по отношению к дружелюбному, внимательному и неравнодушному взгляду. Ваня не виноват в госизмене, но она происходит - государство изменилось и вот оно добралось до самых лучших своих детей, чтобы их сожрать».

Глеб Черкасов, бывший заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»:

«Иван Сафронов ответственный, честный человек, настоящий профессионал и хороший друг. Я не верю в те обвинения, о которых говорится сейчас, но имею основания считать, что это попытка расправиться за то, что Ваня делал как журналист. Я надеюсь вскоре увидеть Ивана на свободе»

Никита Могутин, сооснователь издания Baza:

Ивана Сафронова из «Коммерсанта» взяли за госизмену и, как журналист, часто копающейся в документах, могу сказать: статья о государственной тайне в России – это очень страшно и мрак. Нарушить её гораздо проще, чем нет. Узнал о гостайне – нарушил, случайно узнал о гостайне – нарушил, мимо проходил, когда кто-то узнал о гостайне – нарушил, рассказал о том, что случайно узнал – нарушил. Иногда ты даже не знаешь, что узнал гостайну – но уже её нарушил. Сама по себе гостайна – это уже гостайна, гостайна, гостайна, гостайна, тайна, гос.

Алексей Пивовваров, журналист, создатель проекта «Редакция»:

«Происходящее с Иваном Сафроновым — явное и прямое преследование за журналистскую деятельность. Более того, судя по описаниям, которые мы сейчас видим, это не может быть ничем иным, кроме как преследованием за журналистскую деятельность. И это очень плохой сигнал, что фактически любого человека, который говорит то, что не нравится спецслужбам, можно будет обвинить в госизмене».

16:05

Иван Сафронов задержан в статусе подозреваемого. Как сообщает "Ъ", вЛефортовский суд Москвы уже поступило ходатайство следствия ФСБ об аресте экс-журналсита, советника гендиректора «Роскосмоса».

16:21

Реакция коллег-журналистов на задержание Ивана Сафронова:

Елизавета Осетинская, основательница The Bell и «Русских норм!»:

«За Ивана Сафронова (и Таисию Бекбулатову, если ей это тоже грозит) надо бороться, как в последний раз. В этом деле все будет оправдываться секретностью: обстоятельства - тайна, заседания - закрытые, адвокаты под подпиской. Был человек и нету. Иначе всех сожрут поодиночке, и следа не останется, как в 37м.
Я-Мы Иван Сафронов».

16:35

В Москве журналисты выходят к зданию ФСБ на Лубянке с плакатами в поддержку Ивана Сафронова. Уже задержаны корреспонденты «Коммерсанта» Елена Черненко, Кира Дюрягина и Александр Черных, «Проекта» Ольга Чуракова.

Реакция коллег-журналистов на задержание Ивана Сафронова: 

Анна Пушкарская, спецкорреспондент BBC News Russian

«Обвинили Ивана Сафронова, везут на допрос как свидетеля Таисию Бекбулатову , задержали Елену Черненко и Александра Черных - с пикетов в защиту Вани. Мы десять лет вместе работали в "Ъ" и вместе с каждым из них написали десятки заметок. Они из лучших в стране журналистов. Работать с ними -- счастье. Я не верю в вину Вани, я против преследования за его поддержку. Мои друзья и коллеги должны быть свободны».