Полезное
/ Законы

28 апреля 2022 18:23

Иноагенты без финансирования, но с влиянием: что известно о едином законопроекте

Иноагенты без финансирования, но с влиянием: что известно о едином законопроекте

На этой неделе в Госдуму внесли единый законопроект об иностранных агентах. Авторы документа «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» предлагают давать статус «иноагента» даже тем, кто не получает зарубежного финансирования – достаточно загадочного «иностранного влияния».

Как может измениться «иноагентское» законодательство? Лениздат изучил основные положения.

Повод для признания иногентом – «иностранное влияние»

Сейчас должно быть две причины для включения в реестр СМИ-иноагентов: осуществление политической деятельности и материальная помощь из-за рубежа. О наличии иностранного финансирования многие иноагенты узнают лишь в суде после попыток обжаловать решение Минюста. Доходит до абсурда: 171 рубль от студента-стоматолога из Марокко, 200 рублей от незнакомца по имени Отабек, перевод от гражданки Нигерии за покупку билета на самолет и так далее.

Если новый законопроект примут, то Минюсту не придётся судорожно искать иностранное финансирование в виде нескольких сотен или тысяч рублей. Властям достаточно будет доказать «иностранное влияние». В документе под этим «влиянием» понимается «поддержка или оказание воздействия путем принуждения, убеждения или иными способами». Сюда входит как предоставление денежных средств или имущества, так и оказание организационно-методической, научно-технической и любой другой помощи.

Что конкретно имеется в виду под «иной помощью» – неясно. Источник РБК в Госдуме привёл следующий пример: «Допустим, если человек проходил обучение за рубежом, как организовывать несанкционированные митинги, и занимается организацией таких несанкционированных мероприятий, то есть политической деятельностью на территории России, то это может являться основанием для признания его иноагентом».

Также документ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» разъясняет термин «политическая деятельность». К ней по-прежнему относят публичные обращения с критикой власти и законов, соцопросы, сбор и публикация военно-технической информации, а также участие в создании таких сообщений и материалов.

«Источником» иностранного влияния депутаты Госдумы предлагают считать не только зарубежные страны, организации, иностранцев, но и «уполномоченных ими лиц или посредников в России».

Медиаюристы опасаются, что с такими формулировками попасть в реестр Минюста сможет чуть ли не каждый второй.

Единый реестр: для иноагентов и их коллег

Сейчас все положения «иноагентского» законодательства разрознены и закреплены в нескольких федеральных законах, а Минюст одновременно ведёт четыре реестра: НКО, СМИ, физлиц и незарегистрированных объединений. Законопроект же предлагает объединить все списки в один.

«Цель реестров – информирование общества об источниках иностранного вмешательства во внутриполитические дела страны. Поэтому в целях повышения эффективности регулирования института иностранных агентов, для обеспечения безотлагательной реакции на международно-противоправные действия недружественных стран по вмешательству в наши внутренние дела мы подготовили единый законопроект», — объяснял инициативу глава комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарёв.

В единый реестр будут включать также аффилированных с иноагентам лиц. Первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой заявил, что таковыми могут являться родственники иноагентов. Однако в проекте закона есть критерии, под которые далеко не все родственники смогут попасть.

Кто может стать физлицом, аффилированным с иностранным агентом?

  • Нынешние и бывшие участники, учредители, руководители, сотрудники НКО-иноагентов, незарегистрированных объединений-иноагентов, СМИ-иноагентов.
  • Граждане, которые ведут (или вели) политическую деятельность и получают при этом средства или иную помощь от иноагентов (в том числе через посредников).

На аффилированных с иностранными агентами физлиц не распространяются требования и ограничения, установленные для иноагентов.

Судебный порядок включения в реестр, на котором в прошлом году настаивали авторы поправок в «иноагентское» законодательство (партии «Новые люди» и «Справедливая Россия», рабочая группа Заксобрания Петербурга), так и не утвердили. Зато теперь министерство юстиции будет добавлять в реестр основания для признания иноагентом с указанием конкретных норм закона.

Кроме того, власти предлагают лицам, намеревающимся действовать в качестве иноагента, самим подавать заявление о включении в реестр.

Неприкасаемые: кого нельзя включать в реестр иноагентов

Авторы законопроекта впервые указали, кого нельзя признавать иноагентами. В списке неприкасаемых — госорганы и подконтрольные им лица или компании. Благодаря этому на юридическом уровне нельзя будет причислить к СМИ-иноагентам, например, RT и РИА Новости. Также запретят включать в реестр религиозные и политические организации, «зарегистрированные в установленном законом порядке».

Зато для всех остальных шансы стать иноагентом заметно повышаются. Неважно, какая именно организационно-правовая форма – в реестр смогут включить даже коммерческие организации, если они вписываются в критерии и не попадают под исключения.

Новые обязанности и ограничения: отмена маркировки, запреты на работу с детьми и получение господдержки

В законопроект включили долгожданное послабление – отмену «иноагентской» маркировки. Но только для сообщений бытового характера (твиты с котиками?). Всё остальное, в том числе посты на политические и экономические темы, иноагенту по-прежнему придётся сопровождать плашкой о своём статусе. В противном случае ему грозит штраф.

Более важно – законопроект вносит ряд запретов. Среди них:

  • иноагентам в России запретят работать с детьми: осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность, производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • иноагентам нельзя страховать банковские вклады и участвовать в качестве подрядчика в госзакупках;
  • иноагентам нельзя участвовать в созданных властями консультативных, совещательных и экспертных органах, проводить независимую антикоррупционную экспертизу и публичные мероприятия;
  • физлицо-иноагент не может занимать должность в органах публичной власти, быть членом избирательной комиссии;
  • иноагентам запретят инвестиции в стратегические предприятия России, включая производителей военной техники, компании сферы авиации и космонавтики, разведки, добычи полезных ископаемых;
  • для иноагентов закроют упрощённую систему налогообложения;
  • получение государственной финансовой поддержки для иноагентов станет невозможным; формально к такой поддержке относят, в частности, «материнский капитал».

Госконтроль за иноагентами

Если поправки будут приняты, физических лиц-иноагентов обяжут отчитываться не только о своих расходах, но и об иностранных источниках, объёме средств и банковских счетах.

Сайты иноагентов смогут произвольно блокировать (например, если не будет маркировки). Порядок взаимодействия Минюста с Роскомнадзором установит правительство.

Законопроект закрепляет прямую обязанность Минюста проверять заявления от госорганов, партий, граждан и других организаций о тех, кого стоит включить в реестр. Также в случае принятия поправок министерство должно будет представлять Совету Федерации и Госдуме доклад о деятельности иноагентов.

Кроме того, Минюст сможет проводить плановые и внеплановые проверки в отношении не только юридических, но и физических лиц, признанных иностранными агентами. Ведомство сможет запрашивать информацию об их финансово-хозяйственной деятельности у органов публичной власти и банков. Это ставит под угрозу защиту персональных данных, частной жизни и банковской тайны иноагентов.

Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще одного раза в год. Однако у Минюста может появиться право направлять своих представителей для участия в мероприятиях, которые проводят иноагенты. Это могут быть семинары, вебинары и другие собрания.

По итогам внеплановых проверок иноагент может быть исключён из реестра, если он в течение года не получал иностранную помощь и не занимался политической деятельностью.

Другие основания для исключения иноагента из реестра:

  • ликвидация юридического лица;
  • прекращение деятельности общественного объединения или иного объединения лиц;
  • смерть физического лица.

Справка: как в России появились иноагенты

Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году, когда были внесены изменения в закон «О некоммерческих организациях», согласно которому иноагентом может быть признана НКО, которая участвует в политической деятельности в России и получает финансирование от иностранных организаций или граждан.

В 2017 году после требования властей США о регистрации в качестве иностранных агентов Russia Today и Sputnik был принят ответный закон — так в России было введено понятие СМИ-иноагента. В тот же год статусом были наделены «Голос Америки»*, «Настоящее время»*, «Радио Свобода»* и другие.

В конце 2020 года в список СМИ-иноагентов впервые были внесены физлица — юристы, правозащитники, журналисты, активисты. В течение месяца после включения в реестр Минюста физлицо должны учредить российское юридическое лицо и уведомить об этом органы власти.

В течение 2021 года реестр СМИ-иноагентов расширился с 17 до 111 пунктов. На 28 апреля 2022 года в этом списке Минюста числится 150 юрлиц, физлиц и изданий.

Также в 2021 году был создан реестр незарегистрированных объединений-иноагентов. Первым туда попало движение наблюдателей «Голос»**, после — «ОВД-Инфо»** и другие.

В апреле 2022 года Министерство юстиции открыло отдельный реестр физлиц-иноагентов. Сейчас в нём четыре человека: украинские журналисты Евгений Киселёв*** и Матвей Ганапольский***, политики Владимир Кара-Мурза*** и Леонид Волков***.

Кроме того, этой весной были внесены поправки в так называемый закон Димы Яковлева. Согласно изменениям, в России должен появиться новый список Минюста, в который могут попасть и физические лица, которые когда-то были связаны с другими иностранными агентами.


В конце прошлого года в Госдуму поправки в законодательство об иностранных агентах внесли партии «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди». Тогда депутаты предлагали признавать СМИ иноагентами только по решению суда. 

Предложения фракции «Новые люди» в середине апреля этого года не поддержало правительство РФ.

В Законодательном собрании Петербурга работала своя группа по смягчению законодательства под председательством вице-спикера Марины Шишкиной. Рабочая группа состояла из депутатов всех фракций ЗакСа и главредов ведущих СМИ Петербурга. В Госдуму предложения были отправлены в конце января.

Лениздат подробно освещал попытки либерализации «иноагентского» законодательства. В свете последних событий на принятие смягчающих поправок вряд ли стоит рассчитывать. Однако вы можете прочитать предложения и итоги дискуссий на эту тему здесь и здесь.

Подробный анализ нового законопроекта об иностранных агентах сделали также медиаюристы «Центра защиты прав СМИ»****.

*Внесены в реестр СМИ-иноагентов

**Внесены в реестр незарегистрированных объединений-иноагентов

***Внесены в реестр физлиц-иноагентов

****Внесён в реестр НКО-иноагентов


Другие материалы рубрики "Законы"