Медиановости /
Медиасреда, Петербург

17 декабря 2015 14:55

Большие объемы и неуверенные вопросы — недостатки интервью обсудили на Фестивале малой прессы

Большие объемы и неуверенные вопросы — недостатки интервью обсудили на Фестивале малой прессы
 
16 декабря в Высшей школе журналистики прошел мастер-класс преподавателя кафедры периодической печати и журналиста «Фонтанки.ру» Натальи Павлушкиной. В рамках семинара для работников районных и муниципальных газет обсудили характерные ошибки в жанре интервью.
 
Первое место в номинации «Интервью» на Фестивале малой прессы в Петербурге досталось газете «Славянка сегодня» за беседу Анны Чуруксаевой с режиссером театра «Петербург-концерт» Николаем Дуксиным. Второе место получил материал газеты «Царское село» «Без любви садовниками не становятся». Тройку лидеров замыкает материал «Чтобы семьи были счастливы» издания «Нарвский округ».
 
Корреспондент «Фонтанки.ру» Наталья Павлушкина провела для участников фестиваля мастер-класс по интервью, оценивая представленные на конкурс работы. «Привлекает эксклюзив в лиде, когда журналист описывает, как долго велись переговоры с режиссером», — подчеркнула Павлушкина, говоря о тексте победителя. Она также отметила «жесткий» стиль беседы интервьюера, который постоянно задавал прямые вопросы, не давая Дуксину уходить от темы. «Я стараюсь формулировать вопросы так, чтобы это было всегда по одному вопросу. Когда несколько вопросов в одном, герой часто вдается в пространные рассуждения», — подчеркнула Павлушкина. 
 
В лекции обсуждался также  вопрос о вольной или невольной ангажированности работника муниципальных СМИ. В качестве позитивного примера разбиралось интервью газеты «Вести Стрельны» с главой МО Валерием Беленковым. «С самого начала автор взывает к искренности Беленкова — это располагает. В результате получилось довольно острое интервью, возникла дискуссия.  В финале, правда, журналист любезничает, но, возможно, иначе было нельзя. Здесь также много "вопросов без вопросов" — герой просто отвечает на реплику журналиста», — прокомментировала Павлушкина.
 
Был отмечен текст «Люди хотят мира» — интервью «Муниципального телеграфа» с Юрием Бочковым, замглавы города Пушкина. Интервью было посвящено поездке Бочкова в Дебальцево Донецкой области с благотворительными целями. «Герой ездил в Дебальцево, искренне, без обиняков рассказывает, что делал. Соседствует материал, правда, с текстом "Мы обязаны иметь сильную армию ради независимости и свободы" — и в соседстве появляется налет пропаганды», — отмечалось на семинаре.
 
Говоря о характерных для интервью недостатках, ведущая семинара остановилась на шаблонных вопросах и неумении отсечь лишнюю информацию в словах героев. Проблема особенно явно проявляется в интервью с ветеранами Великой Отечественной войны — из материала в материал кочуют вопросы об их биографических впечатлениях. Павлушкина обратилась ко всем с просьбой подумать об идеях, которые могли бы помочь подать такое интервью по-новому. 
 
При обсуждении материала «Кронштадтского вестника» «Хорошо учить может только свободный учитель» лектор заметила, что в разговорах с учителями поднимаются очень актуальные вопросы, но не предлагается новых решений. «Австралийский ученый Патрик Гриффин утверждает, что в странах, где принята зубрежка, меньшее количество патентов, разработок, своих ноу-хау. Школа так или иначе будет меняться, и учителям придется перестраиваться. Приходится не держать в рамках детей, но подстраиваться под них. Здесь же очень "классическая" позиция и, мне кажется, герой интервью очень много ругает», — считает Павлушкина.
 
Интервью с тяжело больной школьницей «Девочка с характером» «Южного Приморского вестника» заслужило упрек из-за большого неструктурированного объема. «Может, я циничный человек, но меня эта история не смогла задеть. В большом объеме потерялась динамика», — заметила Павлушкина.
 
Также на семинаре подчеркивалась важность визуального оформления для любого текста, и в частности — для интервью. Некоторые работы получили сниженный бал, поскольку тексты не были разбиты на блоки. Павлушкина отмечала, что хорошее фото и лид создают читаемый текст, а «серый кирпич» не привлекает внимания.
 
Фестиваль малой прессы в этом году прошел впервые. Организаторами конкурса выступили Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ и комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации при поддержке Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга.  В общей сложности на конкурс подали заявки более 50 участников.
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Теги:  журфак