Медиановости
/ Версии, Кадры, Петербург, ТВ

23 сентября 2016 16:49

Неочевидная борьба за «Санкт-Петербург»

 
Генеральный директор и главный редактор телеканала «Санкт-Петербург» Сергей Боярский 22 сентября подтвердил, что оставит свой кабинет ради кресла депутата Госдумы. Кому Смольный мог бы доверить один из своих важнейших медиаресурсов и с какими задачами столкнется преемник Сергея Боярского, разбирался Лениздат.Ру.
 
В ожидании преемника
 
Сергей Боярский пришел на должность главы телеканала в 2012 году. Считалось, что выбор в пользу Боярского стал компромиссным решением в негласном противостоянии вице-губернаторов Игоря Дивинского и Василия Кичеджи, и новый глава считался, по некоторым данным, креатурой последнего. Тогда назначение Боярского вызвало недоумение в профессиональной среде. Молодому медиаменеджеру, которому на тот момент было 32 года, пеняли на отсутствие профессионального опыта, вспоминали провал на выборах в ЗакС 2011 года и уповали на то, что раскрыться в качестве управленца он сможет только благодаря личным качествам.
 
Поиск нового гендиректора смольнинского телеканала в версии 2016 года осложняется другим обстоятельством - канал покидает менеджер, который, судя по оценкам экспертов, устраивал и власть, и медиасообщество. Смольный не спешит раскрывать интригу. Глава комитета по печати Петербурга Сергей Серезлеев 20 сентября попросил дождаться собрания совета директоров и сообщил Лениздат.Ру, что вопрос о кандидатуре на пост руководителя канала будет решаться после 26 сентября.
 
Опрошенные Лениздат.Ру эксперты говорят о возможном преемнике Боярского неохотно, предпочитая не называть имен и фамилий. По их оценкам, в городской медиасреде не так много людей с соответствующим опытом, которые могли бы профессионально управлять каналом, и все они «давно на своих местах». В том числе напоминают, что достаточно профессиональные с точки зрения менеджмента люди есть и среди нынешнего руководства телеканала.
 
Значительный вклад в развитие канала, по мнению экспертов, внес заместитель Сергея Боярского Юрий Зинчук. Именно Зинчук запустил и возглавил «Санкт-Петербург» в августе 2010 года. Однако уже в декабре 2011 года совет директоров отправил его в отставку. По официальной версии, каналу срочно потребовался руководитель с менеджерским уклоном. Зинчук же утверждал, что ему предложили развитие проекта в таком формате, который его категорически не устраивал. В итоге «Санкт-Петербург» возглавил Андрей Мокров. Спустя год после замены Мокрова на Боярского Зинчук вернулся на канал, став заместителем гендиректора по общественно-политическому вещанию. В 2013 году у него возникли разногласия с чиновниками Смольного относительно его авторской программы. Источники утверждали, что тележурналист настаивал на упоминании своего имени в названии проекта. В Смольном придерживались противоположной точки зрения. Признавая заслуги и опыт Зинчука, эксперты осторожно замечают, что предшествующий опыт отношений с властью может сыграть негативную роль при рассмотрении его кандидатуры. 
 
Эксперты отмечают, что каналу необходим не столько гендиректор, сколько узнаваемый в коридорах власти главный редактор, который должен выстроить информационную политику канала. Способность справиться с этой задачей собеседники Лениздат.Ру приписывают заместителю генерального директора по художественному вещанию Ольге Разиной. Она работает на петербургском телевидении с 1996 года. В «резюме» Разиной на сайте телеканала указаны опыт работы корреспондентом программы «Информ-ТВ» («Петербург — 5-й канал»), редактором телепрограммы СТС «Детали» (Санкт-Петербург), ведущей программы «Бизнес-Петербург» на 6-м канале. Авторская студия Ольги Разиной создавала программы для городских телеканалов. В разное время проекты студии выходили в эфире «100 ТВ», ЛОТ и ТНТ. Среди них программы «Любимый город», «Петербург. Адреса», «История одной картины», снятых для «100 ТВ», и программы «Мода на здоровье» и «Ст’иль де Боте» для «ТНТ-Петербург». Курировать вопросы художественного вещания на канале «Санкт-Петербург» Разиной в сентябре 2012 года предложил Сергей Боярский. Своей первоочередной задачей она тогда ставила переориентирование программной политики на повышенное внимание к жителям, истории и культуре города. 
 
В сети появился слух, что возможным преемником Боярского может стать действующий пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов. Сам Кибитов в беседе с Лениздат.Ру отказался комментировать эту версию, назвав ее слухом. Однако стоит напомнить, что глава пресс-службы Георгия Полтавченко не только действующий сотрудник Смольного, но и человек с телевизионным бэкграундом, несколько лет проработавший в ТРК «Петербург» и в «Вестях» и хорошо знакомый с процессом телевизионного производства. Однако осторожно высказываются и опасения, что чиновничий опыт может сделать излишне его осторожным в случае назначения главой канала.
 
Боярский уходит, деньги остаются
 
Сергей Боярский оставит своему преемнику отлаженное телепроизводство с профессиональной командой и солидной финансовой поддержкой по крайней мере на ближайший год, отмечают эксперты.
 
Вступив в должность гендиректора телеканала в 2012 году, Боярский заявил, что ему не ставилась задача вывести «Санкт-Петербург» на самоокупаемость. Более того, незадолго до его назначения канал получил рекордное по тем временам финансирование - более 318 млн рублей.
 
Боярский в качестве руководителя канала сумел не только предотвратить сокращение бюджетной поддержки, но и способствовал ее существенному увеличению. При планировании бюджета на 2015 год комитет по печати предлагал сократить субсидию на «Санкт-Петербург» с 528 до 422 млн рублей. Однако не без усилий Боярского в виде «длительного общения на всех уровнях» изначальные 528 млн рублей все же достались телеканалу. Сергей Боярский сумел убедить в необходимости дополнительных «вливаний» не только исполнительную власть, но и депутатов ЗакСа. Одним из главных его аргументов был тот факт, что после переформатирования «100 ТВ» в Life78 аудитория «сотки» останется без программ привычного формата. 
 
В городском бюджете на 2016 год затраты на телеканал заложены в размере 701,3 млн рублей, что более чем в два раза превышает ту сумму, что досталась гендиректору Боярскому в 2012 году. 
 
К своему пятилетию, которое «Санкт-Петербург» отметил в 2015 году, канал достиг размера аудитории более 520 тысяч зрителей ежедневно. На тот момент зафиксированный рекорд по просмотрам составлял 1 042 270 телезрителей за один день. По данным официального отчета, за 2015 год количество абонентов достигло 11,7 млн.
 
«Боярского я уважаю как человека, который оказался на своем месте и сумел выстроить отношения с депутатами, - рассказала Лениздат.Ру депутат Законодательного собрания пятого созыва, экс-декан журфака СПбГУ Марина Шишкина. - Я честно это говорю и сожалею, что он уходит. По-моему, ему надо было оставаться на канале».
 
С тем, что Боярский состоялся как руководитель регионального канала, согласен и главный редактор правительственной газеты «Петербургский дневник» Алексей Дементьев. Он оценил работу Боярского на отлично. «Телеканал под руководством Боярского смог значительно увеличить количество программ собственного производства. После Сергея остается замечательная база и замечательный коллектив», – напомнил Дементьев Лениздат.Ру. 
 
Генеральный директор Ленинградского областного телевидения (ЛОТ) Андрей Радин отметил, что глава «Санкт-Петербурга», не имевший ранее опыта работы в СМИ, научился понимать телевидение и сумел аккумулировать все то, что было накоплено до него. В числе достоинств Боярского Радин также выделил прозорливость в кадровых вопросах. «Я лично благодарен за то, что он нашел возможность принять людей, которые остались без работы после развала "100 ТВ". Он не дал профессионалам потеряться. Я его об этом не просил. Он сам нашел эти возможности, что говорит о прозорливости. Его деятельность была направлена на развитие городского канала, поэтому он максимально аккумулировал творческие силы», - отметил Радин.
 
Выйти из зависимости без потрясений
 
Кто бы ни пришел на должность гендиректора после Сергея Боярского, он неизбежно столкнется с рядом труднорешаемых проблем, уверены эксперты. По словам Марины Шишкиной, в первую очередь это вопрос финансирования и отсутствие собственных помещений у телеканала. «Мы платим безумную цену за аренду студий у Пятого канала, эти расходы указаны в бюджете, и кто-то думает, что все деньги тратятся на деятельность журналистов. На самом деле половина уходит на аренду помещений», - сообщила политик.
 
«Санкт-Петербург» с момента создания арендовал помещения и оборудование у коллег в здании на Чапыгина, 6, а также оплачивал услуги программных режиссеров и монтажеров. В 2012 году, по данным Лениздат.Ру, сумма отчислений Пятому каналу достигла 280 млн рублей. В 2013 году «Санкт-Петербург» закупил у «пятерки» услуг на 203 млн. Перед Сергеем Боярским ставилась задача «разъехаться» с Пятым каналом. На тот момент, по подсчетам экспертов, сумма вложений в собственные площади и оборудование уложилась бы в 250-300 млн рублей, то есть была бы сопоставима с выплатами Пятому каналу. Предметно речь о переезде в собственное здание зашла в том же 2013 году. Планировалось, что к середине 2015 года «Санкт-Петербург» получит прописку на проспекте Просвещения, 47, в здании кинотеатра «Фестиваль». Однако к 2016 году «Санкт-Петербург» так и не вышел из производственной зависимости от коллег.
 
В число проблем телеканала, по мнению экспертов, входит и отсутствие аналогового вещания. Они отмечают, что трансляция только по кабельным сетям и по спутнику ограничивает аудиторию канала. О существовании этой проблемы говорилось еще в 2013 году, на подведении трехлетних итогов телеканала. Тогда Боярский рассказал, что редакция оставила попытки добиться разрешения на аналоговое вещание, выбрав для дальнейшего развития спутниковую связь. 
 
Еще одна из озвученных ранее Сергеем Боярским задач – закрепление канала на 21-й кнопке в качестве обязательного общедоступного регионального канала. Одним из основных критериев для конкурсного отбора является количество программ собственного производства. Их должно быть не менее 75%. Этого показателя канал пока не достиг – согласно последнему отчету, на сегодняшний момент таковых набирается только 55%.
 
Перебираясь в Думу, Боярский пообещал, что в статусе депутата Госдумы продолжит помогать каналу с решением финансовых и технических проблем, в том числе и с 21-й кнопкой. Однако, по мнению депутата ЗакСа пятого созыва Марины Шишкиной, возможности парламентария в этом смысле достаточно ограничены и имеют чисто лоббистский характер: «поговорить, попросить денег из бюджета, заставить вспомнить».
 
Еще один момент, с которым неизбежно столкнется преемник Боярского, - это отношения с акционером, то есть городскими властями, и те неизбежные ограничения, которые накладывает статус смольнинского телеканала, отмечают участники медиарынка.
 
«Фамилия здесь роли не играет. Придет либо журналист, который заставит город понять нужды телеканала и выстроит отношения с депутатами. Либо придет человек для выполнения пропагандистской задачи, и тогда они будут делать "глянцевые картинки" о поездках губернатора», - предположила Шишкина.
 
Не менее важно, как сложатся отношения нового руководителя с сотрудниками телеканала, отмечают в медиасообществе. «Самое главное – чтобы не было радикальных перемен. Канал работает хорошо. А самое важное в любом творческом процессе - это люди. Поэтому у коллектива не должно быть потрясений», - считает Андрей Радин.